Почему чехов не любил женщин

Почему чехов не любил женщин

В этой статье психолог Евгения Дворецкая отвечает на вопрос «Почему чехов не любил женщин?».

Всю свою жизнь писатель боялся глубокой привязанности к женщинам. В чувственных отношениях с ними он не заходил дальше влюбленности, которая не ранит и, в то же время, способствует творческому подъему. Свою сексуальную энергию классик реализовывал в обществе женщин лёгкого поведения.

Чехов всегда избегал роли мужа, и позволил себе жениться лишь в 41 год на драматической актрисе Ольге Книппер. С ней он обвенчался в 1901 году, а в 1904 скончался от продолжительной чахотки.

Какие факторы могли повлиять на формирование у Чехова страха перед привязанностью к женщинам?

1. Чехов всегда говорил, что у него не было детства. С ранних лет ему приходилось помогать родителям, у которых было ещё пятеро детей, по хозяйству, дежурить в бакалейной лавке отца, и в 5 утра каждого дня петь в церковном хоре. Последние два занятия он очень не любил и, осуждал отца за слишком строгое воспитание.

Женитьба, как и любые серьёзные отношения, ассоциировались у писателя с такой же тяжёлой «ношей», с бременем ответственности, которой он, став взрослым, старательно избегал.

«Роль мужа меня пугает, в ней есть что-то суровое, как в роли полководца. По лености своей, я предпочитаю более лёгкое амплуа», — как писал сам Чехов.

Литература стала для писателя той «игрушкой», в которые он не наигрался в детстве, а потому, всего себя Чехов посвятил именно этому любимому делу, хотя гением себя не считал, и, даже, напротив, был убеждён, что его рассказы — сущий вздор.

2. Суровое воспитание вызывало в Чехове лишь протест, а потому, вопреки чаяниям отца, он, впоследствии, часто проводил время в обществе проституток, за выпивкой, в сомнителтных компаниях.

Будущий классик литературы начал посещать публичный дом в 13 лет, то есть, в тот период, когда сексуальная и психологическая зрелость ещё не наступила.

По мнению многих психологов, ранняя половая жизнь может травмировать неокрепшую психику подростка, сформировать незрелые поведенческие паттерны, деструктивные установки и страх перед женщинами.

Если первые представления об интимных отношениях с женщинами формировались у писателя проститутками, то у него вполне могло развиться убеждение, что всем женщинам свойственны неверность, блуд.

Также, вследствие травмы, человек может «застрять» на одной из стадий психосексуального развития, что будет выражаться в его психологическом инфантилизме.

К тому же, если у человека сформировалась привычка общения с доступными женщинами, то он до конца жизни может не приобрести навыков ухаживания, построения длительных, серьёзных отношений.

Всю жизнь Чехов пользовался услугами «доступных женщин» и всегда отказывался жениться.

В повести «Чёрный монах» Чехов пытается обосновать, почему не нужно жениться. Он считал, что женщина всегда обуза, покушающаяся на его свободу и его творчество.

3. Возможно, зная о своей болезни, Чехов как бы ограждал себя от сильной страсти.

Первая попытка жениться была у Чехова в 26 лет, когда он влюбился в Евдокию Эфрос. Но помолвка расстроилась – жених сбежал.

В 28 лет Чехову повстречалась девятнадцатилетняя Лика Мизинова, с которой у него был долгий роман и активная переписка. «Прекрасная Лика», «адская красавица» — так Чехов называл её в письмах. Современники отзывались о Лике как о девушке необыкновенной красоты — «настоящая Царевна-лебедь из русских сказок».

Лика Мизинова стала прототипом Нины Заречной в пьесе «Чайка».

Однако, нарциссический «червь» идеализации/обесценивания писателя вновь сбрасывает красотку с пьедестала.

«Никакой красотой женщина не может заплатить мужу за свою пустоту», – писал Чехов.

Молодой Чехов был любвеобилен. Возвращаясь с острова Сахалин, пароход, на котором путешествовал Чехов, сделал стоянку на острове Цейлон. Там, признавался Чехов, «в своё время я имел отношения с черноглазой индуской. И где? В кокосовой плантации в лунную ночь. Что за прелесть эти цветные женщины!»

Чехов нравился женщинам, но всю жизнь прожил один, женившись, будучи уже неизлечимо больным.

4. Неразрешенный Эдипов комплекс, который воплотился в донжуанизме писателя как в стремлении одержать победу над воображаемым властным, подавляющим отцом (соперником), также не способствовал построению гармоничных отношений с противоположным полом.

5. Инстинкт смерти. Двадцать лет Чехов болел и практически не лечился, себя не щадил. Он поехал в долгое и трудное путешествие через Сибирь на Сахалин, зная, что для него это может кончиться смертью. Возможно, он если не искал гибели, то всё делал для того, чтобы её приблизить. Люди, близкие к Чехову, причину «скоропостижного сжигания писателя» видели только в его личной жизни.

Не достигнув тридцати лет, писатель ощущал себя обречённым на смерть престарелым человеком. После издевательств и нападок критиков он даже мечтал покончить с собой.

«Критиканы – это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой».

«Контрольным выстрелом» в его жизни стало знакомство и брак с актрисой МХАТа Ольгой Книппер.

С одной стороны, Чехов писал: «Я не способен на такое трудное и сложное для понимания дело, как брак, и роль мужа пугает меня. Дайте мне такую жену, которая, как луна, будет являться на моём небе не каждый день».

Его желание сбылось. Практически все годы недолгого брака писатель жил вдали от жены. С 1899 по 1904 Чехов и Книппер отправили друг другу примерно по 400 писем. Чехов пишет Книппер: «Дусик, Я не помню, брюнетка ты или блондинка, помню только, что у меня когда-то была жена».

Немирович отпускал Книппер к мужу лишь 2 раза в год на 3–4 дня. Чехов мирился с тем, что у его жены роман с Немировичем-Данченко, с её бенефисами с шампанским в компании поклонников. Книппер была эмансипированной женщиной и не считала измену грехом.

Злые языки утверждали, что Книппер намеренно вышла замуж за писателя, чтобы получить главные роли в его пьесах и обеспечить своего любовника Немировича-Данченко репертуаром. Действительно, в каждой пьесе Чехова, которые ставились во МХАТ, Ольга играла главную роль.

Чехов очень хотел иметь ребёнка, но первая беременность Ольги в 1901 году закончилась выкидышем. Позднее, на гастролях в Петербурге, Ольга Книппер неудачно упала и перенесла операцию, потеряв ребёнка. Чехову она об этом не сообщила. О потере ребёнка он узнал из переписки с доктором Ольги и понял, что ребёнок никак не мог быть от него.

Дональд Рейфилд в своей подробной биографии Чехова пишет, что зачатие произошло не тогда, когда писатель и актриса были вместе. Ольга приехала к Чехову в Ялту на неделю, чтобы все подумали, что ребёнок от мужа.

В записях Чехова есть строчки:

«Изменившая жена – большая холодная котлета, которой не хочется трогать, потому что её уже держал в руках кто-то другой».

Все эти обстоятельства значительно подкосили писателя, приблизив его смерть.

У Чехова практически нет историй о счастливой любви. Возможно, потому, что сам он в любви не был счастлив. Главная героиня его рассказов – неверная супруга, ветреная любовница, жена-изменщица.

В чём находил Чехов сюжеты своих рассказов? Да в самой жизни, в том числе и в собственной.

Новаторство творческого метода Чехова заключается в изобретённом им подтексте – так называемом «подводном течении», когда за внешне бытовыми эпизодами присутствует интимно-лирический «поток сознания», а за вроде бы незначащими словами и событиями скрывается драма, трагедия (как, например, в пьесе «Вишнёвый сад»; «Вся Россия – наш сад»). Чехов как тонкий психолог не даёт готовых ответов, а задаёт вопросы, побуждающие читателя самому искать на них ответы в глубинах своей души.

Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к моим статьям!

Чтобы получить мою консультацию, позвоните по номеру +7(919) 324-75-26 или перейдите по ссылке

Книга Дональда Рейфилда «Жизнь Антона Чехова» — одна из самых обсуждаемых его биографий. Я читала очень разные на нее рецензии — кинокритик Медузы включил ее в число книг, которые не вредно почитать школьникам, чтобы понять русских классиков, а рецензент одного популярного издания разразился гневной статьей на тему «руки прочь от Чехова, пошляки». Я ее давно хотела прочитать, потому что Антон Павлович — мой любимый писатель, а биографиями его я никогда особо не интересовалась, только переписку читала — и то только ту, которая входила в собрание сочинений середины прошлого века. И вот наконец с третьего подхода я этот объемный труд почти дожала — делюсь некоторыми впечатлениями.

1. Рецензент Медузы, конечно, юморист — не могу себе представить обычного школьника, который ради понимания классики осилит эту ни разу не лаконичную книгу. В моей читалке она занимает почти 3000 страниц — к примеру, 7-й Гарри Поттер в ней около 1800 страниц. Вообще тем, кому хочется «жареного» достаточно почитать выдержки из книги, всю книгу ради этого читать совершенно не обязательно. Про «грязные руки», впрочем, тоже не согласна — не могу себе представить ценителя Чехова, который разочаруется в нем после прочтения этой биографии. У него очень честные произведения, которые совершенно четко дают представление о взглядах автора на жизнь.

Чехов с сестрой и братьями

2. Каких-либо скабрезностей в книге не так уж и много, как я предполагала судя по некоторым рецензиям. Или у меня это синдром завышенных ожиданий? А вот всяких подробностей быта Чехова и его огромной семьи и круга друзей — выше крыши. Иногда даже слишком много — довольно тяжело продираться через письма или записки того же отца Антона, перечисляющего чего надо купить в лавке, как кухарка плохо себя ведет, крыша потекла, а дворовые собаки оборзели. Собственно, из-за этих бесконечных подробностей книгу я бросила в первый раз, а потом просто стала некоторые письма пропускать, хотя какие-то вещи помогают действительно гораздо глубже понять жизнь на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Например, денежные вопросы — допустим, кухарка получала 8 рублей в месяц, а Антон Павлович продал права на полное собрание своих сочинений издателю Марксу за 75 000 рублей и потом, как оказалось, продешевил.

3. Переходим к интересному — мы же на сплетнике) Женщины. Эта тема проходит красной нитью через всю биографию, хотя буду справедлива — биограф уделил достаточно внимания и взаимоотношениям Чехова с издателями, театром, его общественной работе и отношениям с другими писателями — Львом Толстым, Горьким, Буниным и т.д. Но вернемся к дамам. Внимательный читатель произведений Чехова уже все про его отношение к женщинам понял — феминистом его точно не назовешь. Женщины в его произведениях часто глупые, развратные, не слишком порядочные, лицемерные и истеричные. Нет, есть и положительные персонажи, но запоминаются больше вот такие. И такой взгляд на них он выработал не на пустом месте — если судить по этой биографии, женщины Антона осаждали практически бОльшую часть его жизни. Я, конечно, знала про историю его романа с красавицей (как считалось по тем временам) Ликой Мизиновой и смутно помнила про неясную историю с женитьбой Чехова на Ольге Книппер, но такого дамского ажиотажа вокруг писателя я не ожидала.

Лика Мизинова (на превью поста она же с сестрой Чехова)

Согласно этой биографии, Чехов совершенно не горел желанием жениться, в том числе и на Книппер — и можно понять, почему — вокруг него всегда было несколько красивых и интересных женщин, готовых поддерживать с ним романтические отношения без всяких брачных клятв. Хотя, конечно, многие из них, та же Лика, неоднократно пытались склонить Антона Павловича к походу в церковь, но не добившись своего, не прекращали свои с ним романтические отношения. Я была даже несколько шокирована такой свободой нравов, потому что мне все казалось, что сто с лишним лет назад женская честь и прочее имели гораздо больший вес в обществе, чем сейчас. И, наверное, в определенных кругах так и было, но Чехов вращался в кругах, которые можно назвать богемой — и там все было гораздо свободнее, брак совершенно не мешал актрисам, режиссерам, писательницам и редакторам заводить романы направо и налево.

Чехов с Лидией Авиловой и Татьяной Щепкиной-Куперник

Допустим, та же Лика Мизинова, не добившись от Чехова прочной взаимности, закрутила роман с его женатым приятелем Потапенко и родила от него дочь. И это не стало причиной того, чтобы ее перестали принимать у Чеховых, и она даже впоследствии вышла замуж за какого-то там драматурга или режиссера. Читая эту биографию, я очень быстро запуталась в дамах, которые игриво переписывались с Чеховым и в разное время крутили с ним романы, тем более, что многие из них возникают в этой книге постоянно, поддерживая какие-то отношения с Антоном — кроме Мизиновой это Лидия Авилова, Лиидия Яворская, Ольга Кудасова, Елена Шаврова, Наталья Линтварева и даже Вера Комиссаржевская. Фамилии многих я уже и не помню, но среди них были и совсем-совсем юные девушки, очарованные Чеховым на много лет. А в Ялте была даже целая стая фанаток Чехова, которых называли «антоновками».

В целом все романы Чехова выглядят такими ни к чему не обязывающими, похоже, будто женщины ему быстро надоедали и он начинал от них отдаляться. В этом проглядывает с моей, женской, точки зрения даже определенный садизм — многие дамы, та же Шаврова или Лика Мизинова, любили Чехова годами, бежали к нему по первому зову, а он ничего им не обещал, при случае спокойно заменял их другими девицами, но время от времени ироничными игривыми письмами продолжая поддерживать в своих обожательницах надежду на взаимность.

Тут и на первой фотографии в посте Чехов с Ольгой Книппер

История женитьбы Чехова на Книппер тоже небезупречная. Среди всех женщин Чехова она явно не самая красивая, но она нравилась ему как актриса, он хвалил ее игру. Ольга долгое время была любовницей женатого режиссера Немировича-Данченко, и хотя Чехов был ей действительно увлечен, он не хотел жениться, даже боялся — к тому же он уже тогда был серьезно болен и понимал, что им придется долго жить врозь — Книппер была ведущей актрисой молодого МХТ, а Чехов уже не мог себе позволить долго жить в промозглой Москве из-за своего слабого здоровья. Кроме того, идее его брака противилась и мать, и его любимая сестра Маша и в биографии прямо читается, как Книппер просто-таки дожимала Чехова, чтобы он на ней именно женился, а не как со всеми остальными. Чехову от этого брака никакой особо пользы не было — в качестве женатой пары они все равно подолгу жили врозь, от чего Чехов был не в восторге, хотя и не требовал от жены бросить сцену. К сожалению, детей у них не было, хотя Чехов очень хотел.

4. Многочисленные братья Чехова и его сестра Маша — важные персонажи биографии, фактически Чехов содержал огромное количество своих родственников и не только родственников. Но нельзя сказать, что он был таким уж бескорыстным спонсором — сестра Маша посвятила комфорту обожаемого брата всю свою жизнь — она долгое время не теряла надежды выйти замуж, но так и не сложилось. В молодости, когда шансы были наиболее высоки, против ее замужества сильно возражал Антон Павлович — ему было очень удобно, что она вела все дела семьи. Правда, Чехов много помогал не только родным, он постоянно хлопотал за кого-то, оплачивал обучение чужим детям, строил школы, собирал библиотеки и так далее.

5.В заключение, а то много получается — запомнился мне еще быт тогдашней богемы-интеллигенции. Невзирая на всякие денежные трудности они постоянно мотались в Швейцарию, Италию или Париж, хотя постоянно были в долгах и закладывали-перезакладывали свои имения, а детей едва родившихся быстренько сбагривали кормилицам. Меня неприятно поразила история с дочкой Лики Мизиновой — в переписке Лика называла ее своим новым смыслом жизни или вроде того, но когда девочка смертельно заболела, мать спокойно продолжала мотаться в Москву по своим богемным делам — тусовки там, вечера, все дела. Для меня это как-то дико смотрится, но может для тогдашних творческих дам это было нормально.

В общем, нельзя сказать, что эта книга прямо вот лучшая из прочитанных мною когда-либо биографий, совсем нет, но местами она весьма интересная.

Поскольку мой предыдущий пост про эпистолярный брак Чехова вызвал интерес, я решила выставить первую часть своей статьи, в которой мной проанализирован характер отношений Антона Павловича с женщинами. Извините, что текста много. ))) Но кому не интересно, могут не читать.

«Для того, чтобы понять, почему Антон Павлович долго не решался вступить в брак, а потом в зрелые годы, все-таки осуществил это решение, необходимо рассмотреть особенности его отношения к женщинам через призму обстоятельств его социализации.

Современная психология считает, что супружеское поведение родителей оказывает существенное влияние на формирование модели супружеского поведения их детей. Если оно гармонично, то дети подражают своим родителям и воспроизводят его в собственных семьях. Если супружеские отношения между родителями деструктивны, то дети либо идут от противоположного при формировании собственной семьи, либо вырастают без четких представлений о том, как должны вести себя муж и жена.

Сам А.П.Чехов и исследователи его творчества фиксировали дисгармоничность отношений между его родителями в тот период, когда он был ребенком и подростком. Павел Егорович обладал деспотичным характером и крутым нравом. В конце 19 века в том социальном кругу, к которому принадлежали Чеховы, семьи были построены по домостроевскому образцу. Роль женщины состояла в смиренном служении мужу, подчинению его воле, поэтому в семье Чеховых царил страх перед главой семейства.

Мать Антона Павловича отличалась мягким характером, но обилие семейных забот и наличие шести детей не позволяло ей с должным вниманием и нежностью относиться к каждому из них. Маленький Антоша не получил в достаточной степени родительской любви, а, главное, материнской ласки для того, чтобы сформировать романтическое отношение к женскому образу.

Следующим фактором, повлиявшим на отношение Чехова к женщинам, был выбор им в качестве своей профессии медицины. Медики по роду своей профессии имеют дело с телами людей как с объектом своих манипуляций. Они видят людей в состоянии болезни, иногда смерти. Это способствует выработке у мужчин-медиков циничного отношения к проблемам жизни и смерти, отстраненности от чужих переживаний, утрате романтического отношения к виду обнаженного женского тела. Эти характеристики служат им в качестве защитных механизмов для выполнения тяжелого труда, связанного с оказанием медицинской помощи. Но эта установка часто лишает их эмпатии и духовности в отношениях с женщинами. Некоторые дамы манипулировали Чеховым, вызывая его к себе на дом как врача под предлогом возникшей болезни. Если ему удавалось распознать обман, он ограничивался письменными советами и уклонялся от визита.

Все эти обстоятельства жизни Антона Павловича создавали, с одной сторону, атмосферу доступности завязывания знакомств с женщинами, с другой стороны, обесценивали эти знакомства.

Каков же был характер общения Антона Павловича с женщинами? Если брать молодой период (от 20 до 30 лет), то он был настроен на жизнерадостное, ни к чему серьезному не обязывающее общение со многими девушками и дамами. Одних, как Лику Мизинову, он выделял, к другим оставался равнодушным. Судя по письмам к ним, он выработал в общении с ними шутливый тон, за которым можно было легко скрыть свои чувства и уйти от серьезного выяснения отношений. Его романы были быстротечны, занимая несколько месяцев, и часто развивались параллельно. Впрочем, в этом отношении его поведение мало отличалось от поведения его друзей (И.Левитана или И.А. Бунина).

Главная причина, на мой взгляд, состояла в том, что у него уже была своя семья в лице его родителей, сестры Маши и младших братьев. Так сложилось, что он взял на себя содержание своих родственников, и тянул эту лямку до конца своих дней. Он обещал матери и сестре, что даже если он женится, то их не оставит, и это обещание выполнил.

В последнее десятилетие своей жизни к этим причинам отказа от брака прибавилось ухудшение здоровья, которое побудило Чехова экономить свои силы и целиком сосредоточиться на своей литературной работе.

Что же побудило Чехова вступить в союз с Ольгой Книппер?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector