Почему молодые девушки уходят в монастырь

В этой статье психолог Евгения Дворецкая отвечает на вопрос «Почему молодые девушки уходят в монастырь?».

Меня тоже раньше интересовал этот вопрос. Я много бывала в паломнических поездках. Видела красивых девчонок и парней, которые приняли монашество. Спрашивала у священников. Они отвечают — вам этого не понять, не надо интересоваться.

Много читала Святых отцов, в монастырях встречалась с фактами ухода в монашество. Теперь понимаю, что это образ жизни. Как-то мне сказал один монах: «Скажите спасибо, если в Вашей семьей появится светильник, который будет отмаливать грехи всей родословной№. Раньше я думала, что монахом становится тот, кто потерпел какую-то неудачу в жизни. Теперь знаю, что это избранные, они познали то, что неведомо другим. Сама обращалась за помощью к ним, много лет общаюсь с монахиней.

Очевидный ответ — по призванию. Они так полюбили Господа Бога, что ответили Ему да на его призыв.

Но это жизнь. мотивация бывает неверной и скоро себя проявляет. Сравним это, к примеру, с проституцией. Те, кто идет ради денег — поступают верно и у них никаких проблем. Ушли — пришли. Это оттого, что такова объективная реаль данной ситуации. Проституция — для того, чтобы нажиться.

Если женщина идет ради секса — то тут психологические механизмы и болезни. Даже если просто ХОЧЕТСЯ — это патология (нимфомания) или травма. Такие люди попросту истощают себя, прячут душевную боль и все такое.

Что же касается «патологической» мотивации вступления в монашество. то тут могут быть и неприятные вещи, такие как травма, обида, неспособность поддерживать отношения и многое другое.


Часто на монахов смотрят с явным непониманием. Бытует мнение, что уход в монастырь обусловлен потерей всякого интереса к жизни. Многие думают, что монахи – это несчастные люди, которые добровольно лишают себя земных радостей, по причине какого-то страшного потрясения. Молодая девушка в монашеских одеждах, чаще всего, вызывает чувство глубокого сострадания. Монастырская жизнь представляется абсолютно безрадостной. Так ли это? Что же заставляет человека оставить все: родных, дом, временные удовольствия, одеть черную одежду и удалиться от мира? К монашеству призывает Бог, и трудно объяснить это человеку, который ни разу не переступил порог храма.

Так какие же радости у монахов? Их так много, что перечислить все будет невозможно, да и не стоит этого делать. Но о некоторых, все же, можно упомянуть, чтобы разрушить миф о том, что в монастырях живут хмурые и несчастные люди. Многие паломники с удивлением открывают для себя, что в монастыре все сияют, охотно разговаривают с гостями, всячески стараются им помочь и радуются жизни. Приехав в обитель, будто бы попадаешь в другой мир. Настоящий рай. Все здесь приветливые и улыбчивые, не знают мирской суеты, не смотрят новости, не видят той грязи, которая царит повсюду. Все насельники – это одна большая семья. Придите и сами увидите, какая между ними любовь, как трепетно и со вниманием они друг к другу относятся, и не только друг к другу, но и ко всему живому. Повсюду жизнь, растения, даже если монастырь городской, там обязательно будут цветы и деревья, за которыми заботливо ухаживают послушники. А Матушка – это настоящая мама. Даже в мужском монастыре игумен не отец, а мать. Заботится она о своих детях, за каждого переживает и болит ее сердце. Что может быть дороже этого? Кто бы ни хотел жить в такой семье? Конечно, всякое может случится, мы живые люди, со своими страстями и немощами. Многое и потерпеть приходится, но без этого не спастись. Однако терпя немощи ближнего и, стараясь где-то отречься своей воли, мы, тем самым, учимся состраданию и любви.

Жизнь монаха трудная. Но и жизнь всякого человека трудна! Однако у монашествующих есть то, чего нет у других – это настоящая свобода! Настоящая жизнь! В монастырях нет суеты, но жизнь не стоит здесь на месте, она кипит. Насельники много трудятся на послушаниях, но труд этот приносит большое утешение, если выполнять работу ради Бога. Во всем виден смысл, и время не проходит впустую. Но самое главное – это молитва! Ведь именно в молитвенном общении с Богом и состоит истинная радость и утешение монаха!

Давайте поясню на светском примере: вы любите рисовать. Очень любите. Вам хочется рисовать каждый день. Вам нафиг не сдалось рисовать по заказу. Вам тем более нафиг не сдалось идти в иллюстраторы и работать на яхту Абрамовича. И вам совсем-совсем нафиг не сдалось работать менеджером чтобы рисовать по выходным между стиркой и уборкой, поскольку по вечерам нет времени засесть, разложиться.

Вот поэтому у художников есть резиденси, удаленка, гранты, патронаж, рынок и так далее. Чтобы заниматься этим на нормальных условиях и все время.

Так вот, у нас вместо рисования будет духовная жизнь. Для нас это специальность и отдых одновременно. Вся пирамида Маслоу в одном флаконе – да еще, по одним сведениям, с возможностью спасения души (вариант: избавления от страданий).

Мы там, где нам интересно. У нас тут тонны литературы, воздух, близость природы, творчество, чревычайно хорошее пропитание и время со всей сосредоточенностью ковырять бытие. Мы живем так, как половина людей в городе мечтает жить и боится, и не имеем ни малейших угрызений совести, поскольку убеждены в индивидуальной важности этой работы.

Ради чего мы должны от этого отказаться – ради ежедневного греха, бегства за капиталом, шума, отсутствия времени на душевную работу? Серьезно? Давайте лучше вы к нам.

Счастливые люди в здравом уме никогда не пойдут в монастырь.

Продолжайте убеждать себя в этом.

Прям характерно для «духовных» людей, что не могут прямо, по-человечески написать, тянет на иносказания, примеры какие-то. Ещё и за анонимностью спрятались зачем-то. Лукавите вы, любезный, в общем, аки бес. И важностью своей работы прикрываете что-то гораздо менее лицеприятное, о чём вам совесть ещё напомнит. Врать себе — это ваше личное дело — вам с этим жить, а вот миряне и капиталисты тут точно со-о-овсем ни при чём.

«Кому-то нравится то, что не нравится мне. Больной, наверное.»

Так как в вопросе конкретная религия не затрагивалась, то ответить можно об общей психологии иночества. Некоторым людям не интересны государство и общество, как таковые. Всё это кажется ненужной помехой, заслоняющей солнце. Такие «ништяки» общества, как брак-семья, труд-успех, компания-признание — не привлекают так же, как сладкоежку солёное. Этим людям не верится в цивилизацию, как цель бытия. Не то, чтоб другие убеждения запрещали — а просто не верится. Одним словом, есть люди с другими бытийными целями. Это до-религиозное основание иночества. (К слову, иногда религиозным оно и не становится, остаётся «хикканским»). И тут комментаторы уже показали свою нетерпимость к такому. Их даже можно понять: бесит, когда кто-то рядом с тобой реальность твою игнорирует, да ценности твои не ценит.

Думаю, будет разумнее если на этот вопрос ответят сами монахи и целибатники. Отправил запросы экспертам, м б ответят. Было бы интересно почитать. Я лишь попытаюсь описать типажи из которых можно понять причины их ухода. Я никого не очерняю и никого не превозношу, пишу то, как вижу и как думаю.

— Социофоб и по совместительству религиозный фанатик, у которого не сложилось с личной жизнью, возможно, что и не могло сложиться изначально. Нельзя критиковать таких людей лишь по той причине, что они такие, но с другой стороны это хорошо, что они ушли от общества. Не надоедают обществу и им самим комфортно. Такие монахи и монахини, резкие, колкие, никогда не улыбаются и по большому счету я бы даже описал их как агрессивных. С другой стороны, попытавшись их понять, может быть эта неблагосклонность понятна. Он ушел от мира, а я и мои коллеги (люди из мира) пришли к нему в зону комфорта и у него из-за этого дискомфорт. Ну это моя догадка, я уж не знаю, что у него в голове творится, да и желания большого нет.

— Радикальный альтруист у которого мирская (светская) жизнь не сложилась. Да, бывают такие примеры в жизни. Они на оборот улыбчивые, постоянно кипят в работе (к слову, если кто-то думает, что в монастырях монахи лясы точат и только молятся — это не правда, у них очень много работ, которые называются послушаниями), даже могут поднять настроение хорошими беззлобными шутками. Очень пацифистичные люди, мухи не обидят. Таких, к сожалению меньше. Впрочем, думаю, именно такой типаж к счастью остается в обществе, т е в миру, в больше степени. Я такими людьми восхищаюсь, т к таким людям действительно тяжело. Мало того, что они ушли от общества, так еще вынуждены терпеть выходки других монахов по разряду муштры и банальной человеческой тупости. Однако, они все-равно остаются на позитиве, летают в облаках и эти пиявки им вреда причинить не способны. Хотя, думаю, они все-равно подвержены обидам, как любой человек.

— Самые обычные люди, как и вы. Просто у них в жизни произошла какая-то беда, к примеру, супруг\супруга погиб(ла) в автокатастрофе, или не нашли себя в жизни обычной, стали замкнутыми, или проблемы с репродуктивной деятельностью\либидо и им просто в миру делать нечего.

— Церковь — пристанище для юродивых, по этому, в монастыре есть люди с самыми разными психическими заболеваниями. Я не имею ввиду, что все монахи душевно больные, я лишь пишу, что есть и такие. Конечно, они выбрали не лучший способ терапии, но думаю такие вещи и не лечатся, а человек все-равно хочет наполнить свою жизнь смыслом, вот нашел этот смысл в религии.

— Люди, которые можно сказать уже прожили свою жизнь, отпраздновали юбилей в 50 копеек и в силу своих религиозных рвений решили посвятить свою оставшуюся жизнь религии на старости лет. Ну не хочет человек в дом для пенсионеров, имеет на это право.

— Сейчас конечно таких монахов уже нет, т к социокультурные взаимоотношения изменились, но раньше были монахи, которые были вынуждены стать монахами что бы сохранить себе жизнь, к примеру. В средневековой истории таких примеров полно.

— Церковные карьеристы. Видите ли, если человек монах, это не значит что он хороший человек и уж тем более что он хороший монах. Как правило, такие в монастырях и не задерживаются, но монахами являются.

— По глупости. Это вариант для людей начиная от молодых совсем заканчивая ну порядка возраста около 45. Возраст, когда человек может творить\трудиться\жить семейной жизнью, уделять свое существование другим людям, но ставит на себе крест, разочаровывается и уходит сходить с ума в одиночку. Фактически можно задать вопрос «Почему люди уходят в тоталитарные секты?» мотивы будут весьма схожими в данном случае. Именно таких людей, думаю, нужно отговаривать и спасать от такой участи.

Может что-то упустил, что вспомнил, то написал. В завершение хочу отметить, что если человек монах, то это не основание для того, что бы им восхищаться. Вы понятия не имеете что у него творится в голове, почему он стал монахом и что сделал в мирской жизни. Вообще официальное мнение Церкви (по крайней мере православных Церквей, думаю, что и римо-католической тоже) таково, что монашеская жизнь ни разу более святой ни является, чем жизнь обычного мирянина. Это как в тибетской пословице, которая гуляет по интернету «Легко быть святым, сидя на горе Тайшань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре» — вот это весьма в тему. Жить в обществе куда сложнее, тут громадное множество проблем и искушений. У монаха, может быть, только один единственный дискомфорт в отсутствии того, что у него нет своей женщины, отсюда у него вырастает столько психозов. У человека семейного проблем столько, что нужно терпеть свою же женщину, воспитывать детей и постоянно следить за собой, что бы его комплексы не терпела его жена и его же дети, а еще работа, назойливые родители и т. д. Сумасшедший круг проблем, который в монастыре просто отсутствует. К слову монастырь это впринципе не лучшее место. Любое место это главным образом люди, а эти люди ушли от общества, а вы это общество пытаетесь им принести к ним же в монастырь. Так вот, когда мне впаривают, что кто-то хочет пожить в монастыре аля помедитировать\помолиться\подумать о жизни мне становится смешно. По моему, лучший способ помедитировать и разрядить весь накопившийся шлак в жизни — это кружка пава с лучшим другом за разговором о жизни или рыбалка, к примеру. Ну а ходить в Церковь молиться никто не запрещает, не при коммунистах же живем. Ну и еще, однозначно можно отметить, что человек в монастырь уходит не из-за хорошей жизни. Так что монахов счастливыми людьми я называть не стал бы, впрочем, я не отрицаю того, что монахи могут обрести свое собственное счастье в монастыре.

P S: Меня вот интересует другой вопрос. Почему люди уходят из монастыря и возвращаются в общество?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector